История

История сякухати.

Почти одновременно с тем, как сякухати появилась в Японии, зародилось представление о сакральности музыки, исполняемой на флейте. Согласно одному из преданий, как-то принц Сётоку (548-622), один из наиболее активных проповедников буддизма, престолонаследник и автор исторических сочинений и первых комментариев к буддийским сутрам, по дороге в храм играл на сякухати и на его игру спустились с небес ками и стали танцевать. Сётоку ввёл аккомпанемент сякухати во время чтения сутр, считая, что мелодия флейты придаёт молитвам большую выразительность.

Упоминается сякухати и в «Гэндзи моногатари» - музицирование на флейте было одним из наиболее распространённых занятий придворной аристократии.

Ещё один значимый этап в развитии сякухати связан с Иккю Содзоном (1394-1481) – поэтом, философом, живописцем и настоятелем храма, который умудрился повлиять на значительную часть областей культурной жизни того времени. Игра на сякухати, по его мнению, создавала ощущение чистоты и гармонии и способствовала достижению просветления: "Играя на сякухати, видишь невидимые сферы, во всей вселенной только одна песня".

Начиная с XVII в. появляются различные истории о преподобном Иккю и сякухати. Например, одна из них рассказывает о том, как Иккю и некий монах Итиросо удалились из Киото и поселились в уединённой хижине в Удзи. Там они срезали бамбук, сделали из него сякухати и играли. Также известна история о Роане, бывшим близким другом Иккю, который использовал сякухати для целенаправленного достижения просветления: одним дуновением он извлекал звук и после достижения просветления присвоил себе имя Фукэдося.

В первой половине XVI в. появляются первые сведения о странствующих монахах, которые играли на флейтах. Такие монахи именовались «монахами соломенной циновки» (комо, комосо), а их флейты были настолько самобытны, что их невозможно отнести к какому-то определённому виду сякухати: существовали флейты комосо как длинные и изогнутые, так и, к примеру, флейты из трёх колен бамбука.

В XVII в. среди комосо выделяется группа самураев, которая ассоциировала себя с сектой Риндзай и впоследствии получила своё имя – Фукэ-сю. Члены этой секты назывались комусо и выводили историю секты от чань-буддиста Пухуа, жившего в Китае в эпоху Тан (VII-IX вв.). Согласно преданиям Пухуа смог достичь просветления, вслушиваясь в звук маленького ручного колокольчика, а некий монах Чжан Бо смог воспринять невыразимую словами преобразующую суть колокольчика Пухуа и повторить его на флейте. Эта мелодия передавалась в дальнейшем как составляющая откровения и передавалась «от сердца к сердцу», т.к. обучиться её исполнению никто так и не смог. Таким образом, мелодия флейты «Кётаку» («Колокольчик пустоты») прошла через сердца нескольких поколений монахов, пока один из них, Чжань Цань, не смог передать мелодию японскому странствующему монаху Какусину Хатто Дзэндзи (1207-1298).

Именно Какусин стал первым патриархом секты Фукэ (на самом деле «Фукэ» не что иное, как транскрипция имени «Пухуа»). Таким образом в «Кётаку Дэнки» («Хроника передачи колокольчика пустоты») объясняется рождение традиции странствий игры на сякухати монахов этой секты.

Следует отметить, что «китайская страница» летописи кажется скорее надуманной автором, нежели имеющей под собой реальное историческое обоснование. Вся повседневная деятельность монахов-комусо была построена вокруг сякухати: утром игралась пьеса пробуждения («Какурэйсэй»), затем утренняя песнь («Тёка»), после чего начинались дневные службы и т.п.

Все ритуальные пьесы, песни и молитвы были частью дзэнской практики, которая называлась «суйдзэн» («суй» переводится как «дуть»), и входят в канонический музыкальный репертуар «Хонкёку» – «Главные мелодии». Каждый монах должен был в течение месяца не менее трёх дней просить подаяние, во время этого послушания исполнялись мелодии «Проход» («Тори»), «Перекрёсток» («Кадодзцукэ»), «Возвращение чаши [для подаяния]» («Хатигаэси»). Когда же на пути встречались два монаха, они должны были соблюсти определённый ритуал приветствия: сначала игралась «Ёбитакэ» («Зов бамбука»), а затем, в качестве «отзыва» на «пароль» – «Укэтакэ» («принять и подхватить бамбук»).

В XVII-XVIII вв. произошёл рост популярности сякухати среди мирских жителей – флейта стала использоваться при исполнении, к примеру, народных песен. В 1871 г. (период Реставрации Мэйдзи) секта Фукэ была запрещена, а монахи приобрели статус светских музыкантов. Именно в этот период были основаны наиболее известные школы игры на сякухати: Тодзан, Мэйан и Кинко, которые в наше время являются одними из хранителей традиций игры.

В прошлом веке сякухати проникла во множество музыкальных стилей, популярных не только в Японии.

К примеру, игра на сякухати популярна в Австралии, странах Европы, США, ну и разумеется, получила своё распространение и в нашей стране.

 

История Бансури.

Индийская тростниковая флейта. Один из древнейших музыкальных инструментов в истории человечества. Еще во времена битвы на Курукшетре герой Кришна играл на бансури. Бансури считается наиболее близким к человеческому голосу инструментом с непревзойденным богатством тончайших оттенков звучания.